• Татьяна Бочарова

Ожидания красноярского бизнеса


МВА-Консалтинг, бизнес опускается....

В середине мая компания «МВА-Консалтинг» проводила опрос, касающийся изменений, связанных с короновирусом и ожиданий последствий для бизнеса на вторую половину 2020 года.

Опрос проводился среди жителей города Красноярска, общее количество респондентов составило 74 человека, из них 24% - предприниматели, 36% работают по найму в частных компаниях, 8% - самозанятые и фрилансеры. Возраст опрошенных – от 35 до 50 лет.



Результаты опроса, предоставленные для открытого доступа мы публикуем здесь, они разбиты по блокам для удобства использования.


Перспективы работы и бизнеса.

44% респондентов отмечают, что положение их компании к концу 2020 года существенно ухудшится, 20% - что будет немного хуже, и только 4% опрошенных считают, что все останется без изменений.

Тот факт, что их собственная компания продолжает исполнять взятые на себя обязательства в полном объеме, отметили 24% респондентов, причем в отношении поставщиков было сказано, что 51% компаний-поставщиков не исполняет свои обязательства совсем или частично. В отношении клиентов эта цифра составила 37% (не исполняют или частично не исполняют свои обязательства).

На вопрос, как изменится деятельность компании к концу 2020 года, 35% ответили, что компания будет работать в том же режиме, 19% считают, что удаленной работы будет больше, но направление деятельности компании останется таким же, 19% не исключают возможности освоения новых рынков и новых направлений, а 27% предполагают, что компания закроется.


Удаленные сервисы.

Использование удаленных сервисов выросло, но не настолько, как ожидалось. Из позиций «платное обучение, сервисы развлечений, он-лайн шоппинг и прочее» только сервисы для удаленной связи показали существенное увеличение – их стали использовать «гораздо больше, чем до пандемии» 44% опрошенных.

В он-лайн сегмент пришли новые потребители, правда, в основном, это касается бесплатных позиций: 17% респондентов, не пользовавшихся ранее бесплатными он-лайн курсами по фитнесу, йоге, кулинарии стали их использовать.

Увеличились позиции бесплатных образовательных курсов, 12% респондентов стали использовать их «гораздо больше», а доля тех, кто «не использовал раньше, но стал пользоваться теперь» составила 8%.

Бесплатные киносервисы стали использовать «гораздо больше» 8% опрошенных, плюс 11% никогда ранее не пользовавшихся также стали их использовать.

Что касается платных сегментов, то платные образовательные курсы стали использовать «больше, чем раньше» 12%, платные фитнес-сервисы – 4%, платные киносервисы – 4%.

Доставку продуктов из магазинов «гораздо больше чем раньше» стали использовать 12% респондентов, а доля тех, кто никогда не использовал ее раньше, а начал делать это только теперь составила 8%.

Доставку книг, товаров не первой необходимости и мелкой бытовой техники используют «как и раньше» 40% опрошенных, увеличение и новых потребителей этот сегмент при опросе не показал.


Долгосрочные планы.

На вопрос, как изменятся личные планы в связи с пандемией, 52% ответили, что не поедут в отпуск за границу, и останутся дома, почти половина респондентов планирует сократить покупки одежды, экономить в целом будут 64% опрошенных, а позицию «буду тратить больше, надо себя отвлечь» не выбрал ни один респондент. При этом заняться плотнее дачными делами собирается 48% опрошенных, 28% планирует освоить новую специальность, а 40% - подтянуть свои навыки в области самоорганизации.

«Существенное ухудшение» семейных финансов к концу года видят 32% респондентов, половина отмечает, что они «будут немного хуже», более 30% затруднились ответить, варианты с ростом финансов не выбрал ни один респондент.


Ближайшее время.

На ближайшую перспективу, из отложенных на время самоизоляции дел 20% респондентов собираются посетить салоны красоты и клиники эстетической медицины, столько же планирует заняться шоппингом, 16% ждут открытия кинотеатров, а 23% хотят просто «долго гулять по улицам».


Таким образом, несмотря на меры поддержки, предлагаемые государством как для частных лиц, так и для бизнеса, ухудшение ситуации прогнозирует от 30% участников опроса. В этом смысле красноярский бизнес подтверждает общероссийские настроения.

Это означает, что большинству компаний придется не просто пересмотреть свои продуктовые линейки в связи с общим снижением потребительского спроса, но и, возможно, пересмотреть саму деятельность компании, оценивая, насколько ее продукт отвечает запросам рынка.

Красноярск, Маерчака, 3, офис 711

Красноярский край, СФО

ПостПрезидентская Программа 

тел.факс. (391) 221-22-45

8-923-342-10-10

Красноярский край, СФО