• Татьяна Бочарова

Ожидания красноярского бизнеса


МВА-Консалтинг, бизнес опускается....

В середине мая компания «МВА-Консалтинг» проводила опрос, касающийся изменений, связанных с короновирусом и ожиданий последствий для бизнеса на вторую половину 2020 года.

Опрос проводился среди жителей города Красноярска, общее количество респондентов составило 74 человека, из них 24% - предприниматели, 36% работают по найму в частных компаниях, 8% - самозанятые и фрилансеры. Возраст опрошенных – от 35 до 50 лет.



Результаты опроса, предоставленные для открытого доступа мы публикуем здесь, они разбиты по блокам для удобства использования.


Перспективы работы и бизнеса.

44% респондентов отмечают, что положение их компании к концу 2020 года существенно ухудшится, 20% - что будет немного хуже, и только 4% опрошенных считают, что все останется без изменений.

Тот факт, что их собственная компания продолжает исполнять взятые на себя обязательства в полном объеме, отметили 24% респондентов, причем в отношении поставщиков было сказано, что 51% компаний-поставщиков не исполняет свои обязательства совсем или частично. В отношении клиентов эта цифра составила 37% (не исполняют или частично не исполняют свои обязательства).

На вопрос, как изменится деятельность компании к концу 2020 года, 35% ответили, что компания будет работать в том же режиме, 19% считают, что удаленной работы будет больше, но направление деятельности компании останется таким же, 19% не исключают возможности освоения новых рынков и новых направлений, а 27% предполагают, что компания закроется.


Удаленные сервисы.

Использование удаленных сервисов выросло, но не настолько, как ожидалось. Из позиций «платное обучение, сервисы развлечений, он-лайн шоппинг и прочее» только сервисы для удаленной связи показали существенное увеличение – их стали использовать «гораздо больше, чем до пандемии» 44% опрошенных.

В он-лайн сегмент пришли новые потребители, правда, в основном, это касается бесплатных позиций: 17% респондентов, не пользовавшихся ранее бесплатными он-лайн курсами по фитнесу, йоге, кулинарии стали их использовать.

Увеличились позиции бесплатных образовательных курсов, 12% респондентов стали использовать их «гораздо больше», а доля тех, кто «не использовал раньше, но стал пользоваться теперь» составила 8%.

Бесплатные киносервисы стали использовать «гораздо больше» 8% опрошенных, плюс 11% никогда ранее не пользовавшихся также стали их использовать.

Что касается платных сегментов, то платные образовательные курсы стали использовать «больше, чем раньше» 12%, платные фитнес-сервисы – 4%, платные киносервисы – 4%.

Доставку продуктов из магазинов «гораздо больше чем раньше» стали использовать 12% респондентов, а доля тех, кто никогда не использовал ее раньше, а начал делать это только теперь составила 8%.

Доставку книг, товаров не первой необходимости и мелкой бытовой техники используют «как и раньше» 40% опрошенных, увеличение и новых потребителей этот сегмент при опросе не показал.


Долгосрочные планы.

На вопрос, как изменятся личные планы в связи с пандемией, 52% ответили, что не поедут в отпуск за границу, и останутся дома, почти половина респондентов планирует сократить покупки одежды, экономить в целом будут 64% опрошенных, а позицию «буду тратить больше, надо себя отвлечь» не выбрал ни один респондент. При этом заняться плотнее дачными делами собирается 48% опрошенных, 28% планирует освоить новую специальность, а 40% - подтянуть свои навыки в области самоорганизации.

«Существенное ухудшение» семейных финансов к концу года видят 32% респондентов, половина отмечает, что они «будут немного хуже», более 30% затруднились ответить, варианты с ростом финансов не выбрал ни один респондент.


Ближайшее время.

На ближайшую перспективу, из отложенных на время самоизоляции дел 20% респондентов собираются посетить салоны красоты и клиники эстетической медицины, столько же планирует заняться шоппингом, 16% ждут открытия кинотеатров, а 23% хотят просто «долго гулять по улицам».


Таким образом, несмотря на меры поддержки, предлагаемые государством как для частных лиц, так и для бизнеса, ухудшение ситуации прогнозирует от 30% участников опроса. В этом смысле красноярский бизнес подтверждает общероссийские настроения.

Это означает, что большинству компаний придется не просто пересмотреть свои продуктовые линейки в связи с общим снижением потребительского спроса, но и, возможно, пересмотреть саму деятельность компании, оценивая, насколько ее продукт отвечает запросам рынка.